?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Сейчас в литературе, на телевидении, в газетах все, что касается коммунизма, преподносится нам как абсолютное зло, и навязывается мысль о том, что от прошлого надо отречься (а заодно от тех, кто его строил, то есть от предков своих).

Для того, чтобы получить реальную картину происходившего, мы обратимся к свидетельствам современников, причем современников не только из коммунистического лагеря. Мы же хотим объективности!

Итак, мнение:
«Если вы хотите найти сейчас в мире место, где еще не заглох идеализм, где существует подлинная духовная жизнь с ее творчеством, с ее падениями и взлетами, то это - СССР. Культурный мир погряз в мещанстве, в материальных интересах, в заботах об удобстве жизни. Ни одна страна не переживает тех конфликтов и тех свершений, которые творятся у нас. Америка слишком материалистична, чтобы допустить у себя роскошь коммунизма. Западный человек слишком любит теплое, покойное местечко, чтобы решиться поднять на своих хилых плечах всю тяжесть нового переустройства жизни… Никакому западному профессору философии и не снилась та глубина проблем, которая ежедневно, ежеминутно открыта перед взором нашего последнего простолюдина… Мы перенесли голод, холод, кровавые гражданские войны и несем еще и теперь тяготу повседневной борьбы за торжество нашей идеи. Только мы - не мещане, и только у нас - настоящая духовная жизнь, ибо духовная жизнь есть не рассуждение, а жертва, жертва всем ради идеи, СССР - столп и утверждение мирового идеализма».

Эти слова принадлежат Алексею Федоровичу Лосеву. А.Ф. Лосев (1897-1988) - выдающийся философ, филолог, крупный специалист по античной эстетике, логике, языковедению, переводчик философской и художественной литературы с древних языков.


А.Ф. Лосев

С Советской властью имел сложные отношения, заподозрить его в предвзятости еще сложней. Он был осужден в 1930 году как один из руководителей политического отделения контрреволюционной монархической организации «Истинная православная церковь». Получил десять лет лагерей и отбывал срок вместе с женой, его помощницей по организации, осужденной по той же статье, в Белбалтлаге на строительстве Беломорско-Балтийского канала. Через два года был выпущен по инвалидности и ударному труду, о чем свидетельствуют архивы ФСБ. Более подробно о фактах ударного труда осужденных, их наградах и УДО можно почитать здесь.

В своей книге «Из разговоров на Беломорстрое» Лосев говорит о том, что у него была книжка ударника, и сообщает, за что получил такой статус («Я - строитель Беломорского Канала, я - ударник Беломорстроя! Я уже несколько месяцев подряд на красной доске! Слышите? Это я бетонировал шестой шлюз! А Хижозеро помните? Кто ликвидировал катастрофу на Хижозере?») В книге записан разговор лагерных инженеров, состоявшийся за самоваром «на террасе» 1 мая 1933 года (незадолго до его освобождения).

Герой Лосева признает превосходство идеологии коммунизма и страстно доказывает своим оппонентам преображающую силу совместного труда на крупных производствах, утверждая, что тот, кто не имел такого опыта труда, не может понять, что такое коммунизм: «в полтора года 11 шлюзов, 18 плотин, 40 дамб, 200-верстный водный путь среди непроходимых лесов, болот, гор. - Да неужели же вы думаете…, что это возможно только в результате физического принуждения?», спрашивает он «коллег», уныло ноющих о том, что их бесконечно во что-то вовлекают, а они вроде как плывут, куда сказано.

Это, конечно, не означает, что на Беломорканале наблюдался только энтузиазм. Концлагерь есть концлагерь, контингент соответствующий, и прокладка крупнейшего на тот момент канала в мире в сложнейших природных условиях была сопряжена с жертвами. Да только какая большая стройка в тот период не была сопряжена с жертвами? И не только в СССР?

Далее, герой, от имени которого говорит А.Ф. Лосев, рассуждает о марксизме и социализме.
В споре говорит о том, что «классовый подход предполагает не марксизм, а французские реакционные историки эпохи Реставрации - Гизо, Тьер, Тьерри и пр.», что марксизм - это не только классовый подход. Приведу кусочек из книги:

«Если социализм действительно противоположность капитализма, то ведь последний же основан на примате изолированного субъекта. Следовательно?- Следовательно, социализм есть общественность.
- Но общественность может тоже состоять только из изолированных субъектов.
- Тогда она не общественность.
- Тогда она буржуазная общественность.
- Ну, а социализм?
- А социализм основан на вне-личной общественности.
- Скажите откровеннее, - вмешался Михайлов. - На безличной общественности!
- На безличном абсолюте! - подсунул Елисеев.
- На абсолюте безразличия! - дополнил Борис Николаевич.
- На фокстроте! - не то всерьез, не то в шутку процедил изящный оратор, говоривший о фокстроте.
- Товарищи! - взмолился я. - Тут говорили о порке... Вы меня хотите запороть...
- Ну, ладно! - пытался по-прежнему быть рассудительным Абрамов, не обративший внимания на последние восклицания. - Ладно! Если социализм основан на вне-личной общественности, то что же это значит?
- Вот! - деловито сказал я. - Вне-личное значит объективное. Вне-личное значит не созерцательное, а раздельное. Но личность тоже может быть общественно-деятельной. Значит и этого мало. Вне-личное там, где продукт объективной деятельности тоже вне-личен. Что же такое вне-личная объективная деятельность личности, дающая тоже вне-личный продукт? Это производство!
Абрамов опешил, и многие тоже повесили носы.
- Ну, что же вы молчите, - говорил я нетерпеливо. - Примат производства, вот и все!
Думали, что я выведу какую-то небывалую философскую категорию, а оказалось... Абрамов оказался восприимчивее других и сказал:
- Не производство, а производители!
- Правильно! - сказал я.
- Пролетариат?
- Правильно!
- Примат пролетариата?
- Правильно!
- Диктатура?
- Правильно!
- Диктатура пролетариата?
- Правильно!
- Ха-ха-ха! - раскатился Абрамов, но уже не тем боязливым и недоуменным смехом, а смехом удовлетворения и облегчения, который бывает у счастливых и довольных людей.
- Чего же вы закатываетесь? - спросил я.
- Шалуны! Ей-богу, шалуны!
- То есть как это шалуны?
- Какого перцу загнал! И не общественность, и не равенство, и не плановость, и не классовость... А оказывается, все на месте. Все как миленькие на месте! Шалунишка! Чего же огород-то было городить?
- Нет, не скажите, Поликарп Алексеевич! Тут должна быть четкость мысли. Иначе не будет противоположности с буржуазным миром.
После этого слово попросил Харитонов, тот самый, который превозносил организм перед механизмом, говоривший до этого времени только вполголоса и при том короткими замечаниями.
- Я осмелюсь задать один вопрос, - сказал он. - Николай Владимирович полагает, что социализм есть максимальный расцвет личности и личностей. Тут же оба вы пришли к заключению, что спецификой социализма в нашем понимании является диктатура пролетариата. Я думаю, что тут некоторое противоречие. Как по-вашему?
Заговорил Абрамов:
- У нас полная свобода! И полный расцвет!
- Для помещиков и дворян?
- Нет, зачем же для помещиков и дворян...
- Но также и не для фабрикантов и не для духовенства?
-Конечно!
-Стало быть, свобода и расцвет только для пролетариата?
-А крестьянство забыли? Сто миллионов!
-Позвольте, в крестьянстве тоже есть кулаки, середняки...
- Ну, скиньте несколько миллионов!
- Все равно! Ведь поскольку выдвинут примат пролетариата, а не крестьянства, постольку крестьянство может войти в эту систему только в пролетаризированном виде.
- Конечно! Колхозы и совхозы!
- Итак,-настаивал Харитонов, - свобода и расцвет признается вами только для пролетариата и для пролетаризированного элемента?
- Разумеется, как и на Западе только для буржуазии.
- Значит, в этом отношении вы подражаете буржуазии.
- Но вы забываете, товарищи, - защищался Абрамов, - что мы также проповедуем уничтожение классов. Диктатура пролетариата существует только для того, чтобы уничтожить все прочие классы и упраздниться самому пролетариату».

Наконец, «СССР - Столп и утверждение мирового идеализма» прямо отсылает нас к труду П. Флоренского «Столп и утверждение истины», что в устах теолога – не просто слова. Это как коленопреклонение перед знаменем.


Latest Month

August 2017
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
ИА Красная весна

Интеллектуальный клуб Прометей

газета Суть времени


Яндекс.Метрика





Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner