?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В предыдущей статье мы говорили о сбое в системе координат и вытекающей из этого неспособности почувствовать, с какой стороны наносится удар по нашему идеальному. Рассмотрим сначала простой пример некритичного восприятия информации, касающейся того, что для нас является святым, и чем это заканчивается.

Символом и средоточием того, что у нас осталось от Советского Союза, является победа над фашизмом в Великой Отечественной войне. Никакая пропаганда, на протяжении десятилетий живописующая «ужасы сталинизма», не может бросить тень на ее священный смысл. Более того, опросы показали, что наш народ не считает СССР вселенским злом, как это хотелось бы некоторым представителям либеральной интеллигенции и их союзникам, и не поддерживает идею десоветизации, предложенной указанными лицами. Следовательно, то, что использует символику Великой Победы, вызывает особый интерес. Присмотримся.

На днях в Мытищах открылось ретро-кафе быстрого питания: «Вареничная «Победа». В ряду других заведений, продающих фастфуд, оно выделяется стилизацией интерьера знаменитого автомобиля: эмблема, обивка, цвета, деревянные детали. На посетителей веет чем-то старым, уютным и знакомым. На первый взгляд, ничего особенного, правда? Ничего не настораживает? Нет, вы ничего не чувствуете.

Посетители покупают вареники, компоты, салаты, сидят, вспоминая былые времена. Если кому-то хочется погрузиться в атмосферу ушедшего времени, почему нет? Однако, присмотритесь внимательней, и в глаза вам бросятся несколько странностей. Разберем их.

Во-первых, если уж восстанавливать советскую идею общепита, проще вспомнить столовую. Ну да ладно, это сейчас немодно и некомфортно. Пропустим.

Во-вторых, символом крымской сети ресторанов украинской кухни, теперь пришедших и в Москву, является советский автомобиль, и не обычный (почему бы не выбрать, скажем, «Москвич» или «Запорожец», или автобус «Лиаз»), а символ победы. Примечательно, что в Москве ресторан «Вареничная «Победа» открылся в начале марта, аккурат перед референдумом в Крыму, отделением его от Украины и вхождением в Российскую Федерацию. Но если это уже победа, значит, война окончена, не так ли? Для кого? Для России? А что прикажете делать с юго-востоком Украины, где идет война за Русский мир?

Небольшая справка.
Автомобиль конструктора А.С. Липгарта, вобравший в себя лучшие достижения автомобилестроения на тот момент и ряд новаторских решений, производился на Горьковском автомобильном заводе в 1946—1958 годах (заводской индекс модели — М-20). То есть, выпуск начался через год после завершения Великой Отечественной войны.


А теперь эмблема автосимвола СССР красуется на бумажной подложке для подноса, на которую вы будете складывать огрызки и грязные салфетки (это в-третьих).

Приглядимся к подложке. Лист формата А3, выполненный в стиле советской газеты. Гарнитура «Известий» (официального печатного органа Верховного Совета СССР, четвертой по тиражу газеты страны), текст, будто набранный на печатной машинке с дефектом литеры «й». Подзаголовок «Важное сообщение» - разумеется, смотрим. Видим картинки с супом и салатом. Секундный ступор. Придя в себя, читаем: «Вареники и пельмени ручной лепки!», «Десерты из ассортимента советских буфетов и кафе». Чувствуете насмешку? Нет? Тогда вы просто не знаете, что передавалось в СССР под заголовком «Важное сообщение». Самые главные и важные события в стране. Правда, это стилистика не газет, а радио (все помнят бас Левитана: «Говорит Москва! Граждане Советского Союза! Прослушайте важное правительственное сообщение!»), но такие мелкие неточности креативным дизайнерам можно простить.

Теперь чувствуете, как пованивает?

Смотрим дальше. По непонятной причине «Известия Вареничной» напечатаны на бумаге, стилизованной под дешевую грубую бумагу. Не будем задавать вопросов, сразу поясним. Да, в Советском Союзе на серой бумаге во время войны и в послевоенные годы печатались тетради, учебники, открытки и так далее. Но это происходило оттого, что вся промышленность СССР во время Великой Отечественной войны работала на нужды фронта, а после – на восстановление страны, европейская часть которой лежала в руинах. Белая бумага была недопустимой роскошью в условиях, когда не хватало самого необходимого. Сейчас на игрушечной репродукции символа аскетизма напиханы картинки разносолов.

Сравните.
Это почтовая карточка военных лет на серой бумаге.

Открытка-СССР

А это издевательский лубок – подстилка под тарелки.
Подложка с контуром

Видите разницу? Но самое неприятное впереди.
Попробовав вареников и прожевав булку, приготовленную «по бабушкиным-маминым рецептам», поностальгировав на бумажку со знакомыми образами, вы выбрасываете символ Победы вместе с объедками в мусоросборник.

Все. Ритуал завершен. Символы обесценены и растоптаны.


Вспомните фильм «Покаяние» режиссера Тенгиза Абуладзе, в котором главный герой выкапывает мертвого отца из могилы и выбрасывает на помойку, отказываясь от Родины, истории, предков, идеального во имя царства потребления. Согласитесь, что аналогия разрывания могил налицо, только форма мягче, не так травматична и обставлена весьма приятно.

Посмотрите, как тактика врага меняется с истерического обезоруживающего крика о чудовищности советского строя и презренности коммунистических идеалов и яростного призыва отречься от прошлого во имя светлого капиталистического будущего (впрочем, с президентами до сих пор разговаривают, используя прямой шантаж) к снисходительной уступчивости: ну что ж, не хотите порубить все и сразу по приказу, посидите, поговорите, поностальгируйте… и выбросите. Сами.

Comments

( 7 comments — Leave a comment )
klinometr
Aug. 13th, 2014 07:54 am (UTC)
Это весьма показательно было описано в статье про культ-карго коммунизма http://gazeta.eot.su/article/glavnoe
Если еще во времена перестройки немалая часть граждан поклонялась западным вещам как притягательным амулетам. Сейчас же такими амулетами начинали выступать некоторые знаки, заимствованные из советского периода. При этом эти знаки частично или полностью отсечены от их реальной значимости и бытийственности.
Сам бывал в 2х таких кафе: чебуречная СССР на метро Пушкинская, и ресторан СССР в Александрове. Везде своя специфика, но суть завуалированного обесценивания советстких знаков и символов отражена беспощадным образом.
comrade_vo
Aug. 13th, 2014 08:22 am (UTC)
Война с советским продолжается непрерывно, безостановочно. И, что самое страшное, она стала настолько привычным явлением, что многие даже не замечают этих атак.
maeglin87
Aug. 13th, 2014 08:41 am (UTC)
Согласен, что использование таких символов в бытовых процессах - это их десакрализация и в некотором смысле ритуальное уничтожение.

Это и Сталин хорошо понимал. Когда ему впервые показывали новую "Победу" (у неё тогда ещё не было названия), он спросил, как машина будет называться. Ему предложили название "Родина". Сталин усмехнулся в ответ и сказал: "Ну и почём "Родину" продавать будете?". Тогда сошлись на "Победе".

Edited at 2014-09-08 10:17 am (UTC)
progmatikus
Aug. 13th, 2014 09:50 am (UTC)
Циничные буржуи - владельцы ресторана. Нет для них ничего святого. Тут пахнет политическим заказом. Если мы советское обесценим, что останется?
blackenforcer
Aug. 18th, 2014 07:27 pm (UTC)
Я бы не стал говорить о политическом заказе. Все намного хуже. Создана такая атмосфера, когда такие кафешки вырастают как грибы после дождя. И те кто это делают, даже не понимают, что они на самом деле творят. Просто они думают в первую очередь о деньгах, и, наверно, больше ни о чем.
orjo
Aug. 13th, 2014 04:33 pm (UTC)
вспоминается случай, как человек взял "письмо с фронта" и хотел использовать это как бумажку для церкви - то есть сделать дырку в письме, чтобы воск со свечи не попадал на руки, что было пресечено. Моя покойная бабушка никогда не выбрасывала календари с изображениями икон, считая это чем то большим, чем изображение. Может попробовать владельцам ресторана объяснить, что так делать не хорошо?
olga_vetluga
Aug. 14th, 2014 04:52 pm (UTC)
Мне тоже раньше хотелось объяснять, что это нехорошо, и убеждать в важности символов (помню как дедушка не позволял бабушке давать нам значки героя труда носить и говорил, что такие вещи нельзя надевать просто так - их заслужить надо).
Опыт показал, что убеждать кота не есть мышей бесполезно. А вот вытаскивать грязный смысл, чтобы у людей глаза открывались и они почувствовали смрад - намного эффективней.

Edited at 2014-08-14 04:57 pm (UTC)
( 7 comments — Leave a comment )

Latest Month

August 2017
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
ИА Красная весна

Интеллектуальный клуб Прометей

газета Суть времени


Яндекс.Метрика





Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner