?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


Фото http://www.cnsr-ce.com.br/10342/teologia/

Бурные политические процессы последнего года как-то отодвинули на второй план многое, достойное внимания. Одно из таких достойных внимания событий – это включение специальности «Теология» в Номенклатуру ВАК РФ специальностей научных работников.
До этого в номенклатуре специальностей существовала 09.00.13 "Философия и история религии, философская антропология, философия культуры" и 09.00.14 "Философия религии и религиоведение" в рамках направления 09.00.00 "Философские науки". Паспорта этих двух специальностей в значительной степени пересекались, с документами можно ознакомиться здесь.

Согласно паспорту специальности 09.00.14, «объектом изучения в специальности является религия; предметом – закономерности возникновения, изменения, развития и функционирования религии, её качественные, сущностные характеристики, её строение и различные компоненты (с учетом особенностей различных религий), её многообразные феномены, как они представали в истории общества (синхронно и диахронно), взаимосвязь и взаимовлияние религии и других областей культуры, а также история самого религиоведения».

Согласно паспорту специальности 09.00.13, в качестве объекта изучения обозначается «религия, человек, культура в их различных аспектах, что вызывает необходимость использования соответствующих данных конкретных наук и философского осмысления этих данных».
В частности, в паспорта обеих специальностей включены пункты «Теология и религиоведение; теология и философия религии», «Теология и вероучительные концепции в религиях мира». Интересно то, что в специальности 09.00.14 вопросы связи религии и политики обозначены очень обтекаемо (24. Религия и политика; направления взаимовлияния), а в 09.00.13, наоборот, предельно детализированы (1.27. Исследование истории конкретных религий в социально-экономическом, политическом и социокультурном контекстах, 1.32. Религии в контексте современной геополитики («глобализма», «атлантизма», «континентализма», «евразийства» и т.д.).
Новой специальности присвоен шифр 26.00.01.

Я полагаю, имеет смысл привести текст паспорта (документ можно посмотреть здесь):

«ПАСПОРТ
научной специальности «Теология»

Шифр специальности: 26.00.01 Теология
Формула специальности:
Специальность «Теология» раскрывает содержание теологии, базовые разделы теологии, изучает источники теологического знания, основы вероучения и религиозных обрядов, исторические формы и практическую деятельность религиозной организации, её религиозное служение, религиозное культурное наследие в различных контекстах. Теологическое исследование направлено на выявление, анализ и интерпретацию значимых аспектов религиозной жизни и их соотнесение с нормами конкретной религиозной традиции. Важной областью предметного поля специальности «Теология» является изучение истории и современного состояния отношения религиозной организации к другим конфессиональным учениям и организациям, а также к государству и обществу.

Области исследования:
1. Система и структура теологии и теологического образования.
2. Становление и историческое развитие теологии. Классики и современные представители теологической мысли.
3. Методология теологии.
4. Теологический анализ сакральных текстов, вероучительной литературы и памятников религиозной письменности.
5. Изучение историко-археологического и религиозно-культурного контекста сакральных текстов и их толкование в данном контексте.
6. Вероучение религиозной традиции.
7. Религиозная апологетика.
8. Сравнительно-теологические исследования.
9. История конфессии, конфессиональная историография.
10. Теологические учения о соотношении религиозной веры и разума.
11. История, содержание и актуальная проблематика внутренних правовых норм конфессий.
12. Практическая деятельность в религиозной традиции, ее вероучительные, правовые и нравственные основания
13. Литургика, религиозные обряды, богослужение.
14. Теология культуры. Теологическое осмысление произведений искусства, творчества и основных эстетических категорий.
15. Теологическое объяснение хода исторического процесса.
16. Нравственная теология и аскетика.
17. Теологические учения об отношении к науке.
18. Теология и философия.
19. Теологическая антропология.
20. Теологическое осмысление проблем личности и ее формирования.
21. Религиозная педагогика и воспитание.
22. Теологический анализ актуальных проблем современности.
23. Религиозный фактор в политике, политическая тематика в теологии.
24. Теология в системе гуманитарного знания.
25. Социальное учение религиозной традиции
».

Разговоры о включении специальности «Теология» в номенклатуру шли не один год в рамках разговоров о реформировании системы аттестации научных кадров.

На слушаниях, состоявшихся 8 июля 2010 г. в Общественной палате РФ, в выступлении тогдашнего главы ВАК, академика РАН М.П. Кирпичникова, в частности, речь шла о разделении единой системы аттестации на самостоятельные системы в области науки, экономики и теологии с их дальнейшей диверсификацией или, иными словами, дроблением (та же децентрализация, по сути). После прохождения периода эксперимента (2012-2014 гг.) Планировалось закрепить все «жизнеспособные» начинания в 2015 году.


Необходимо отметить, что Российская академия наук еще в 2008 году вынесла решение о нецелесообразности включения теологии в государственный перечень научных специальностей. Против признания теологии научной дисциплиной категорически выступил ряд академиков РАН. При этом за признание теологии научной дисциплиной выступали не только православные, но и мусульманские теологи.

Ректор Православного Свято-Тихоновского университета протоиерей В. Воробьев обозначил, что: «при отделении Церкви от государства университетская теология всегда будет нуждаться в тесном сотрудничестве с богословским образованием и богословской наукой, находящимися в ведении Церкви. Для наиболее благоприятного развития не только богословия, но и всего универсума наук требуется сочетание разных форм. Этой цели вполне отвечает развитие богословия как в духовных академиях, так и в университетах».

Портал Ислам.ру в январе 2011 года процитировал Максуда Садикова, ректора Северо-Кавказского университетского центра исламского образования и науки и Института теологии и международных отношений им. Мама-Дибира аль-Рочи, который сказал, что «отсутствие теологии в списке специальностей ВАК – очень большая ошибка. Религия – это такая же наука, как химия, биология, математика, филология и т.д.».

Как сообщал в 2010 году портал «Православие и мир», теология с трудом пробивала себе дорогу к признанию ее отдельной научной дисциплиной. В частности, сетуя на неповоротливость отечественной системы аттестации, архимандрит Кирилл (Говорун) в интервью Правмиру отметил, что один и способов добиться такого признания в России – это обозначить ее широкое признание на Западе. В частности, он сказал: «нам приходится добиваться международного признания, чтобы затем получить признание и со стороны отечественного академического и образовательного истеблишмента». Понесло нехорошим душком старой русофобской песни: «опять отсталой России требуется пинок просвещенного Запада». Международное признание отлилось в обращение в декабре того же года 13 германских профессоров-теологов, которые обратились к России с открытым письмом, опубликованным в «НГ-Религии», в котором они просили «лиц, которые ответственны за принятие соответствующих решений, повлиять на процесс урегулирования проблемы государственного признания теологических дипломов, кандидатских и докторских диссертаций в Российской Федерации. Такое признание предполагало, помимо прочего, возможность присвоения ученым-теологам ученых званий в светских высших учебных заведениях.

Одновременно в обществе шла дискуссия о необходимости встраивания богословского образования в Болонский процесс. Пионером в этом процессе встраивания в нашей стране стал Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (Москва). Об интенсивности исследований вопросов аттестации в тот период говорит, в том числе число публикаций, выпущенных этим институтом. Так, помимо прочего, в 2012 году вышла монография Суховой М.А. «Система научно-богословской аттестации в России в XIX – начале XX в.».

22 января 2015 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступая в Государственной Думе на III Рождественских Парламентских встречах в рамках XXIII Международных Рождественских чтений сказал:
«Большое значение для духовного возрождения России имеет и развитие богословского образования… Можно быть магистром, а нельзя быть доктором, только потому что кто-то отказывается включить богословие, теологию в перечень научных дисциплин. Я слышал буквально вчера, что какие-то правильные решения в этом отношении принимаются на уровне Министерства образования и науки. Дай Бог, чтобы эти решения были реализованы, потому что во всем мире можно стать доктором теологии, а в России нельзя».

На следующий день, 23 января, появилось сообщение о том, что специальность «теология» утверждена ВАК. При этом председатель ВАК Владимир Филиппов указал, что кандидатов и докторов теологии как таковых не будет, потому что ученые степени будут присваиваться согласно светской номенклатуре гуманитарных наук, что позволяет сохранить светский характер системы аттестации научных кадров: «Теология должна рассматриваться и вводиться как специальность с уже существующих десятилетиями подходов, когда присвоение степени кандидатов и докторов наук производится по историческим наукам, по философским наукам, по социологическим наукам, по педагогическим наукам и культурологическим наукам».

Признание теологии наукой произошло не с первой попытки. Годом ранее ВАК отказал в учреждении такой специальности из-за отсутствия согласования именно этого аспекта. Или, как обтекаемо выразился В. Филиппов, «потому что было неясно, по каким наукам ее открывать». Выбранное решение вполне себе компромиссно и не подрывает основ светского государства.

Несколько месяцев ушло на разработку и утверждение паспорта специальности, который был утвержден 25 сентября 2015 года.

И вот, когда признание состоялось, «НГ-религии», которая ранее опубликовала текст письма теологов-католиков в пользу признания теологии, теперь отозвалась предельно язвительной статьей «Если хочется, давайте будем называть это наукой», примазав попытку синтеза наук к попытке размывания границ по постмодернистскому сценарию, и привела в пример клоун-творцов А. Верещагина и Д. Гаева-Орлова, которые, дескать, «творят научно-исследовательскую изобразительную культуру». Анализ сочетаемости понятий в этом выражении мы оставим культурологам, зато отметим, что агрессивно-бессмыссленный винегрет-креатив, который нам сейчас упорно навязывают как новое слово в культуре, уже не первый раз пытался пролезть в нашу традицию. Всем памятна первая волна советского авангарда, в который проникла немалая толика антисоветски настроенных личностей и в котором бессмыссленность и бессистемность подавалась как новизна. Представители этой прослойки жаловались потом на притеснения Советской власти, укоротившей «полет мысли в никуда». Творчество именно этой прослойки авангарда до сих пор активно муссируется и демонстрируется у нас и на Западе как истинный советский авангард. Зачем далеко ходить, даже недавно открывшаяся выставка по истории советской космонавтики в Лондоне, поддержанная отечественными меценатами-радетелями за российское искусство, насквозь пропитана этим духом бессистемности и бессмысленности. Заместитель премьера О. Голодец не зря беспокоится, а стоит ли потом показывать эту выставку в России, россияне могут и не понять такой образ советской науки, спонсируемый нашими элитариями.

То же самое происходит и с теологией (или богословием, как хотите) сейчас, которую наши либерал-культурологи с самого начала ее официального вхождения в семью наук пытаются представить как звено совсем другого процесса, процесса бездумного смешения. Смешения, а не синтеза! Потому как если явление бессмысленно, то оно - смешение, а если осмыслено - то соединение, синтез. Не для того ли делается это, чтобы не дать вспомнить и осознать уже имевший место великий опыт синтеза религиозного и светского начал, породивших теологию освобождения. А ну как вспыхнет новый Русский Синтез?


Comments

( 10 comments — Leave a comment )
filifavori
Nov. 19th, 2015 07:42 am (UTC)
Русский Синтез обязательно должен вспыхнуть.
olga_vetluga
Nov. 19th, 2015 08:07 am (UTC)
Как хочется дожить, чтобы увидеть его результаты )))
yunik200
Nov. 19th, 2015 11:33 am (UTC)
Во первых, хорошо, что теология как учение выводиться на свет из разряда незаконного дитяти "средневекового мракобесия". У нас все таки не атеистическое, а светское государство.
Во вторых, это совершенно не умаляет и не задвигает, допустим, естественно-научные подходы изучения Мира - всему свое место и область деятельности.
Настораживает, единственное, что эти полезные преобразования хотят вставить в рамки Болонского процесса( В 2003г Россия подписала Болонскую декларацию и обязалась до 2010г воплотить в жизнь основные принципы Болонского процесса).
olga_vetluga
Nov. 19th, 2015 12:10 pm (UTC)
Если говорить про болонский процесс, то трехступенчатая система (бакалавриат, магистратура, докторантура) не сопоставима с нашей системой подготовки научных кадров, потому что западный доктор (теологии, например) условно эквивалентен нашему кандидату наук. А наш доктора - вообще вне этой системы. Пока наша система подготовки научных кадров держится, в негосударственных вузах под контролем РПЦ готовят кандидатов и докторов богословия. Но это отдельная тема, там не все так однозначно.

Теология - это не учение. Теология - это эквивалент богословия - то есть систематическое изложение какого-либо учения.

Edited at 2015-11-19 12:18 pm (UTC)
elegiasp
Nov. 19th, 2015 03:15 pm (UTC)
Как мне кажется, синтез должен идти по двум направлениям: выстраивание параллелей в сфере научного знания (светского и богословского), и в сфере веры между православной религией и светской метафизикой.
anti_xboct
Nov. 19th, 2015 07:33 pm (UTC)
Теологию вставили в науку, когда планировали 4 ноября устроить майдан в Москве. Надо было как-то позлить интеллигенцию, чтобы вывести на улицу. Весной устроили истерию с попыткой поставить памятник Владимиру посередине аллеи учёных перед МГУ. Тогда это привело к крупному летнему митингу Навального в поддержку Зимина. Впихивание теологии в научные дисциплины - повод для того, чтобы обозлить учёных и студентов окончательно. К счастью, 4-го ничего оранжевого накрутить не удалось. Но задел этот никуда не делся. Повод натравить Науку на РПЦ, и РПЦ - на Науку, будет использован для следующей попытки майдана.
olga_vetluga
Nov. 20th, 2015 04:44 am (UTC)
Как всякое соединение, такое включение может быть использовано как во благо, так и во зло. В конечном итоге выигрывает та сторона, чья правда оказывается сильнее. Что касается майдана, то само по себе включение не может обозлить ученое сообщество настолько, чтобы оно в результате выступило единым фронтом против государства, это не радикал-националисты "с коротенькими мыслями".
В связи с этим интересно, а кто-то официально высказывался о том, что включение теологии (богословия) в перечень научных специальностей имело целью раскачать научное сообщество и возбудить в нем антигосударственные мысли?

Что касается РПЦ и майдана, ее втягивают в противостояния, которые сами втягиватели уже открыто называют протомайданными, и другими способами. Тому пример - создание псевдоправославных структур, их встраивание в РПЦ с последующей радикализацией и дискредитацией РПЦ (один из примеров - Сорок Сороков), дискредитация социального служения церкви (особенно в части патриотического воспитания), прямые провокационные столкновения (типа конфликта со строительством церкви на Торфянке (опять СС), с выставкой в Манеже (Энтео), когда сначала создается провокация, а потом радикальное поведение приписывается РПЦ), когда создается образ такой радикал-националистического или радикал-монархического образа церкви. Что прямо противоречит, кстати, заявляемому первоиерархом.
anti_xboct
Nov. 20th, 2015 06:58 pm (UTC)
> такое включение может быть использовано как во благо, так и во зло
Не соглашусь. Если вы берёте ненауку и называете её наукой, вы тем самым произносите ложь. Об использовании лжи во благо много философствований было. Но в другого типа примерах.
> кто-то официально высказывался
Я, например! :-) Тут: http://anti-xboct.livejournal.com/13548.html
> само по себе включение не может обозлить ученое сообщество
Это так. Просто так учёных не раскачать. Вон, даже на уничтожение РАН очень вяло отреагировали. Однако, ничего не происходит "просто так", когда речь идёт о "цветных революциях". Инициаторы скандалов и раскачки обстановки всегда есть. И любое действие, направленное на уничтожение Науки в России будет отрезонированно по полной программе. Заметьте, даже спокойные православные деятели, ни разу не экстремисты, вроде того же Лебедева, резко летом высказывались за установку памятника Владимиру перед МГУ, пока наконец не поняли, что дело пахнет керосином, читай: расколом общества.
Оранжевые технологии работают. И приписывание теологии научности - одна из них.
olom1980
Nov. 21st, 2015 02:24 pm (UTC)
+
Ирина Семеняченко
Dec. 18th, 2015 08:30 am (UTC)
Продолжение темы
В конце выступления Илларион выдвигает ряд предложений, имеющих отношение к обсуждаемой теме.
http://www.youtube.com/watch?v=EG0BDIzAdfM
( 10 comments — Leave a comment )

Latest Month

August 2017
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
ИА Красная весна

Интеллектуальный клуб Прометей

газета Суть времени


Яндекс.Метрика





Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner